В каждом языке есть устойчивые выражения, которые сформировались под влиянием целого набора постоянно или длительно повторяющихся фактов. Помните, как говорил герой одного из фильмов: «Если израильская – то военщина, если запустить – то космонавта, если советское – то шампанское». Это своего рода речевые и смысловые штампы, которые, сформировавшись единожды, остаются в нашем лексиконе навсегда. Или, по крайней мере, до тех пор, пока источник этих выражений понятен и воспринимаем в обществе. В последние годы появился еще один подобный штамп, само наличие которого вовсе не радует, напротив, указывает на огромнейшую, нерешенную до сих пор проблему. Итак, говорим «школьная столовая», подразумеваем отравление. Вы понимаете, что это уже не просто тенденция, это дурная бесконечность. И она никуда не исчезнет просто так, сама собой, уж точно до тех пор, пока в этом направлении не будут предприняты какие-то действительно серьезные шаги.
Проблема эта в нашей стране существует повсеместно. И если в Москве за прошедший год ситуация с детским питанием в садах и школах наконец-то сдвинулась с мертвой точки и на данный момент практически решена, то в регионах дела обстоят с каждым годом все хуже и хуже. Можно наугад взять любой провинциальный город, отсмотреть статистику по детским учреждениям, уверена, картина будет безрадостной. Более того, в провинции, похоже, большая часть населения уже просто смирилась с существующей ситуацией, не в силах ей противостоять.
Встанем к подножию этой пищевой цепочки: продукты, закупаемые поставщиком. Поскольку сумма, выделяемая на закупку, как правило, ничтожно мала, сами понимаете, продукты покупаются самые дешевые. И никто, ни один человек не даст вам гарантию, что эти продукты не просрочены. Не мне вам объяснять, каким образом сейчас воскрешают продукты, срок годности которых закончился. То есть уже на первой ступени мы сталкиваемся с реальной угрозой здоровью и жизни детей.
Вторая ступень – хранение. Вам рассказать, как хранятся продукты? Когда в одном и том же складском помещении хранят и овощи, и фрукты, на полу где-нибудь лежит мясо, тут же – молочка, все это активно покрывается налетом пыли. Все вперемешку. А в дальнем закуточке (и такое бывает, оказывается, сегодня рассказали) притаилась какая-нибудь Гюльчатай из стран Содружества. Живет она тут, понимаете? А заодно и бацилл своих на продукты раскидывает.
А, главное, сами директора школ совершенно не против заключить договор с нормальным поставщиком, чтобы не бояться каждый раз, принимая новую партию продуктов. Другой вопрос, что на данный момент у них просто нет такой возможности (спасибо нашему правительству, самому правительственному в мире). На местах, столкнувшись с очередной бедой, проверки, конечно, проводят, виновных…скажем, их ласково так журят, наказанием я бы это не назвала. Но итог в большинстве случаев один: ничего не меняется.
Как говорится, без комментариев. Умиляют еще обтекаемые формулировочки, которые используют так называемые контролирующие органы (потому «так называемые», что непонятно где и как они контролируют, если в сфере детского питания ситуация все хуже и хуже). Так вот, формулировочка: продукты «относительно рекомендуемых норм». Как вам?
То есть, в принципе, есть это не следует, но все же - относительно, так что при определенном ракурсе, почему бы ребятенку и не съесть относительно рекомендованную сосиску? И не придет же в головы их начальственные, что питание ребенка должно быть абсолютно рекомендованным, то есть свежим, питательным и вкусным. Ну, не бывает относительной свежести, это априори.
Что ж, приближаемся к вершине цепочки: на предпоследней ступени - неумолимый и беспощадный школьный пищеблок. Вот тут вообще всякое рацио уходит в глубокое подполье, включаются какие-то иррациональные механизмы, которые, видимо, и заставляют поваров не мыть руки перед приготовлением пищи, не убирать, как следует, словом, действовать «от противного».
Астраханские новости. Прокуратора ЗАТО г. Знаменск осуществила проверку средней общеобразовательной школы на предмет выполнения законодательства об охране здоровья детей.
Проверка школьной столовой показала, что на используемых полуфабрикатах (котлетах) нет даты изготовления, что является прямым нарушением СанПиН, т.к. невозможно определить, является ли данный продукт пригодным к употреблению. Посуда и разделочный инвентарь в данной столовой применялся не по назначению, а из четырех работников пищеблока только двое имели личные медицинские книжки.
Прокуратурой Ершовского района проведена проверка соблюдения в дошкольных образовательных учреждениях санитарно-эпидемиологического законодательства.В ходе проведенной проверки установлено, что в детских садах № 10 "Колокольчик", № 1 "Тополек", № 35 "Алёнушка" г. Ершова, № 30 "Морозко" п. Лесной нарушаются правила хранения отдельных видов продуктов, порядок обработки и мытья продуктов питания и др.
И вот, цепочка замыкается. На том, для кого, по идее, все это огромное количество взрослых людей работают: ребенок. Но, то ли цепочка слишком длинна, а может, по другой какой причине, но как раз о детях в данной ситуации и забывают. Иначе просто не могу объяснить всего происходящего. И пока оно так, ни о каком порядке в сфере детского общепита говорить не приходится.