Мне очень повезло. В свой десятый гуманитарный класс, помню, я пришла целенаправленно, поскольку совершенно не технарь. Но особых ожиданий, какого-то предвкушения… ничего такого не было. И вот, вместо стандартного и вполне ожидаемого активного изучения литературы, я получаю Подарок. Неожиданный Подарок судьбы в лице учительницы Масюк Елены Владимировны. Пытаюсь посчитать, сколько же лет прошло после школы, понимаю – много. Сейчас я, пожалуй, даже старше, чем она тогда.
Уроков было множество: литература, поэтика, стилистика, русский язык. Часов пятнадцать в неделю получалось в среднем. Все это я впитывала, боясь пропустить хоть что-то важное. В чем был секрет? Наверное, в том, что Елена Владимировна не преподавала и не учила. Она проживала с нами каждый том, каждое произведение, каждого героя, вовлекая нас в другой, порою чуждый нам, мир. Не заставляла, но направляла, делая эти книжные миры интересными, показывая нам многочисленные параллели, как литературно-исторические, так и жизненные. С тем, чтобы каждый из нас увидел непрерывную связь истории, которую воплощают в жизнь люди, и нас самих, смешных и таких маленьких в историческом масштабе, но от этого не менее значимых.
И в каждом из героев, как-то незаметно, исподволь, каждый из нас находил что-то свое, близкое, или наоборот, нечто отталкивающее и чуждое. И вот, что еще очень важно, она раскрывала в нас - нас же самих, незаметно направляя, призывая к осмыслению любого литературного и исторического факта. К осмыслению и последующему выражению, высказыванию своих мыслей. Поначалу это было очень сложно. Подростку в принципе тяжело раскрыться, вытащить на свет свое потаенное, но на уроках Елены Владимировны мы раскрывались, спорили, рассказывали друг другу свое восприятие книг и героев. Она же никогда не пыталась давить, никогда не навязывала нам ту трактовку, которая являлась главенствующей и излагалась в многочисленных учебных пособиях. Она просто «бросала» перед нами россыпь смыслов и постижений, предлагая освоить каждый, выбрать тот, что ближе и затем обосновать свой выбор.
Тогда, в юности, не задумывалась над тем, насколько необычны наши уроки в сравнении с прочими. Просто воспринимала их, как подарок, жила ими и впитывала все, чем так щедро делилась с нами наша учительница.
Нестандартный подход к обучению, нестандартные методы развития ребенка – так это сейчас называют. Официально и сухо. За этими же словами – целая жизнь.
Впрочем, до недавнего времени, к сожалению, о настоящих инновационных методах обучения говорилось много, но не делалось практически ничего. Школа выживала за счет энтузиастов своего дела, людей увлеченных предметом и любящих детей. Но таких, опять же, в масштабах страны единицы.
Сейчас, как я вижу, изменения происходят. Может быть, не так быстро и качественно, как хотелось бы, но процесс запущен. И главное здесь – ставка на молодых учителей, стремление заинтересовать их работой в школе. Одного материального содержания, думаю, здесь явно мало. Необходима смена самого подхода обучения учителей. И это уже во многом – задача государства, сделать так, чтобы в профессию шли заинтересованные и увлеченные предметом молодые люди, научить их мыслить нешаблонно и любить свою профессию.
Пишу и понимаю, что сейчас это какой-то замкнутый круг. Мы не сможем добиться чего-то одного, не развивая все остальные аспекты проблемы.
Искренне радуюсь, что это, наконец-то, осознало в полной мере и руководство страны, и в Министерстве образования, похоже, «лёд тронулся». Прекрасным тому примером станет Деловой форум «Селигер», который состоится совсем скоро.
В Форуме приглашают принять участие молодых педагогов, рассказать о своем подходе к обучению детей, поделиться опытом. Что ж, на мой взгляд, это прекрасное начинание и отличная возможность для молодых учителей проявить себя.
Да, если кого-то заинтересует официальная информация, обрести ее можно на сайте Реальной школы:
http://www.realschool.ru/news/4302/
Уроков было множество: литература, поэтика, стилистика, русский язык. Часов пятнадцать в неделю получалось в среднем. Все это я впитывала, боясь пропустить хоть что-то важное. В чем был секрет? Наверное, в том, что Елена Владимировна не преподавала и не учила. Она проживала с нами каждый том, каждое произведение, каждого героя, вовлекая нас в другой, порою чуждый нам, мир. Не заставляла, но направляла, делая эти книжные миры интересными, показывая нам многочисленные параллели, как литературно-исторические, так и жизненные. С тем, чтобы каждый из нас увидел непрерывную связь истории, которую воплощают в жизнь люди, и нас самих, смешных и таких маленьких в историческом масштабе, но от этого не менее значимых.
И в каждом из героев, как-то незаметно, исподволь, каждый из нас находил что-то свое, близкое, или наоборот, нечто отталкивающее и чуждое. И вот, что еще очень важно, она раскрывала в нас - нас же самих, незаметно направляя, призывая к осмыслению любого литературного и исторического факта. К осмыслению и последующему выражению, высказыванию своих мыслей. Поначалу это было очень сложно. Подростку в принципе тяжело раскрыться, вытащить на свет свое потаенное, но на уроках Елены Владимировны мы раскрывались, спорили, рассказывали друг другу свое восприятие книг и героев. Она же никогда не пыталась давить, никогда не навязывала нам ту трактовку, которая являлась главенствующей и излагалась в многочисленных учебных пособиях. Она просто «бросала» перед нами россыпь смыслов и постижений, предлагая освоить каждый, выбрать тот, что ближе и затем обосновать свой выбор.
Тогда, в юности, не задумывалась над тем, насколько необычны наши уроки в сравнении с прочими. Просто воспринимала их, как подарок, жила ими и впитывала все, чем так щедро делилась с нами наша учительница.
Нестандартный подход к обучению, нестандартные методы развития ребенка – так это сейчас называют. Официально и сухо. За этими же словами – целая жизнь.
Впрочем, до недавнего времени, к сожалению, о настоящих инновационных методах обучения говорилось много, но не делалось практически ничего. Школа выживала за счет энтузиастов своего дела, людей увлеченных предметом и любящих детей. Но таких, опять же, в масштабах страны единицы.
Сейчас, как я вижу, изменения происходят. Может быть, не так быстро и качественно, как хотелось бы, но процесс запущен. И главное здесь – ставка на молодых учителей, стремление заинтересовать их работой в школе. Одного материального содержания, думаю, здесь явно мало. Необходима смена самого подхода обучения учителей. И это уже во многом – задача государства, сделать так, чтобы в профессию шли заинтересованные и увлеченные предметом молодые люди, научить их мыслить нешаблонно и любить свою профессию.
Пишу и понимаю, что сейчас это какой-то замкнутый круг. Мы не сможем добиться чего-то одного, не развивая все остальные аспекты проблемы.
Искренне радуюсь, что это, наконец-то, осознало в полной мере и руководство страны, и в Министерстве образования, похоже, «лёд тронулся». Прекрасным тому примером станет Деловой форум «Селигер», который состоится совсем скоро.
В Форуме приглашают принять участие молодых педагогов, рассказать о своем подходе к обучению детей, поделиться опытом. Что ж, на мой взгляд, это прекрасное начинание и отличная возможность для молодых учителей проявить себя.
Да, если кого-то заинтересует официальная информация, обрести ее можно на сайте Реальной школы:
http://www.realschool.ru/news/4302/